07.11.2013

Слово об учителе



 К столетию со Дня рождения Леонида Белоусова
         Осенним сырым переулком шахтерского поселка шел человек. В сером  занощенном  плаще и видавшей виды кепке. Шел неторопливо, будто обдумывая каждый свой шаг. Руку его оттягивал тяжелый тертый-потертый портфель на два замка со школьными тетрадками. О чем он думал?- пронизывала мысль. Да мало ли их в голове  Леонида Васильевича, усталым возвращавшегося домой  со школы. Остановить да расспросить бы, но стеснение не позволяло. Но все же решился. Догнал и поздоровался. Он мой старый знакомый, к тому же сосед  из соседней улицы. Спросил о здоровье. – Как тот паровоз с вагонами, пыхтим, но тянем,- кивнул он на движущийся состава с углем от шахты  три на Примыкание.
 Он знал мое влечение к поэзии, не раз рассказывал об азах стихосложения и спросил об успехах.–Почитай, свеженькое,- попросил. Я   прочел ему на ходу свой «Весенний вечер»:
Дождик покапал. Влажно кругом.
Спряталось солнце за синим  бугром.
Хмурятся тучки в лиловом дыму,
На горизонте готовы ко сну.
Всё молодое, вечер плывет.
Кто-то и где- то песню поёт.
Радостно, весело в мире жить.
Так и охота любить и любить.
Выйди, любимая, выйди до звезд
Там мы  изведаем сладости грёз,
Выйди к зеленой тихой ржи,
Туда, где березы стоят  у межи.
Выйди лесочком, лунной дорожкой,
Там не намочищь в росе свои ножки.
Вечер весенний нам счастье несет
И перепелка об э том  поет?
В поле   тебя обниму я не раз…
Пусть роса сыпется, мочит нас.
          Леонид Белоусов сам поэт, пишет хорошие стихи.  Мои похвалил, отметил чувственность, чистоту рифмы, сюжетность изложения. Обратил внимание на  обязательное соблюдение размера, без чего  теряется ритм, стараться меньше рифмовать глагольные формы.– Пиши просто и светло, без.  недомолвок, недосказанности. Не выражай «красоту красивой» или «любовь счастливой», как у некоторых. До сих пор помню эти его слова.. Посоветовал читать больше Асадова, Лермонтова, Есенина…  Анализировать каждое их слово, каждую мысль. По пути домой он прочел свое коротенькое четверостишие. Оно мне показалось таким легким, свободным, как весеннее облачко. От него  серый переулок заметно посветлел.
         После этого мы с ним больше не встречались. Меня захлестнула с головой работа, которая не позволяла  думать о стихах. Встречал  изредка стихи Леонида Белоусова, просматривая местные и областные газеты. Мне трогало каждое его слово. Такое содержательное, поучительное, поэтичное.
В своих «Монологах» в сборнике «Разговор при свечах» он пишет:
-Будь человеком
если даже ушли цветущие года –
Позор бесчестия не ляжет
на наши души никогда.
 Он проповедует высшую мораль. Порядочность в человеческих отношениях, доброту.
         Через годы, придя на поселковое кладбище проведать  родителей, я натолкнулся на могилки Л. В. Белоусова и его жены. Ухоженные.аккуратные. На меня смотрели  живые глаза Леонида Васильевича с такой добротой, вниманием и благодарностью. За что?  Это я  должен  его благодарить на данные  мне уроки по стихосложению, за душевность и отклик на мои совсем сырые стишки. Считаю, что его прорицания оправдались.  Только через годы захлестнула меня волна поэзии, в которой я утонул с головой. Но всегда помню этого  доброго человека, настоящего учителя. И его советы:
Маяковский завещал до срока
Не спешите с рук стихи сбывать.
Написал – запри. Отточишь строки –
Выноси на суд, сдавай в печать!
         Это хорошее поучение для наших начинающих  рифмовать  любителей поэзии, кого преследует «похоть творчества», о которой Игорь Губерман  говорит:
«Пока живу, звучит во мне  струна–
мучительная, жалобная, лестная;
Увы есть похоть творчества – она
Живучей, чем сестра ее телесная
                                               («Шестой  иерусалимский дневник)        
                  
Справка: Леонид Васильевич Белоусов родился 3 октября 1913 года. Преподавал русский и украинский языки,  литературу в школах  города Ровеньки. Свое первое стихотворение опубликовал в 20 лет. С городской газетой «вперед» сотрудничал с 1934 года. Стихи Леонида Белоусова печатали журналы «Литературный Донбасс», «Украина», областные и республиканские газеты. Активный член  литературного объединения «Родники» в гор. Ровеньки. Часть его стихов  изданы в сборнике «Разговор при свечах»,  Луганск «Книжковий світ», 1998 год. Умер в 90-х годах в пос. Дзержинского.

2 комментария:

  1. Маяковский завещал до срока
    Не спешите с рук стихи сбывать.
    Написал – запри. Отточишь строки –
    Выноси на суд, сдавай в печать!
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. АВтор статьи8 ноября 2013 г. в 07:05

      Да! Нам многому надо учиться у Великих. Они нам завещали умные и мудрые мысли. Спасибо за комментарий. Юрий.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит Анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и теперь вы можете написать всё, о чём вы хотели! Спасибо!