14.03.2013

Что красит твоё слово, поэт.

          Я – пані ще несказанного слова,
          Але вже сказаного слова я слуга.
                          Леся Українка
         На сайте «Шикаста насталик»  есть  поучительная статья Виктора Зиновьева  для начинающих поэтов «Как писать стихи». Однако, она освещает лишь одну сторону процесса  стихосложения, версификации, то есть, техническую. Безусловно, без знания азбуки поэзии: ямбов, хореев… в поэзии делать нечего. Сюда следует отнести и другие технические нюансы:  виды, способы рифмовки, клаузулы, виды рифм:
             Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающие ударным слогом. Различается открытая мужская рифма – с гласным звуком на конце (душа –дыша, окно – давно) и закрытая, оканчивающаяся согласным звуком (волк-умолк, дверь-зверь). Обычно в стихотворениях мужская рифма чередуется с женскими или  дактилическими рифмами. Но иногда поэты пишут стихи  или даже поэмы в мужской рифме, Такова поэма М. Лермонтова «Мцыри», где сплошная м. р. придает произведению характер энергии и мужественности: Не много лет тому назад
                                               Там, где сливаются, шумят,
                                               Обнявшись будто две сестры,
                                               Струи Арагвы и Куры,
                                               Был монастырь…
Женская рифма – рифма с ударением на предпоследнем  от конца слоге. Вот начало хореического произведения, построенного целиком на женской рифме:
Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, колос дремлет;
День бледнеет понемногу,
Вышла жаба на дорогу.( А. Фет) или  в дактиле ::
Снова алтайские степи –
Птичьи свистящие цепи,
Колки – березок артели,
Тропы – сплетенье артерий. (С. Поделков)
 Дактилическая рифма:- рифма с ударением на третьем от конца слоге:
 Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною,  цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов).
            Чередованием указанных рифм  поэт добивается чистоты исполнения избранного им рисунка ритма. Поэтому и восхищаются порой комментаторы : «Какой у Вас  светлый стих!». Кроме того, существуют женские, мужские клаузулы и другие премудрости  в теории поэтики. Это следовало бы знать любому пишущему стихи.
             Вторая сторона, и немаловажная, без чего стих не будет поэтичным, а будет лишь рифмованной прозой – это то, что придает стихотворению привлекательность, эстетизм, лиризм. От чего зависит красота его, экспрессия, сладость,  чувственная оригинальность  выражения, музыка слова, мелодия стиха (лексические повторы, восклицания) и др.
              Как понимаете это ВЫ? Я понимаю это во первых: 1. Без лишних слов, применяемых автором  для поддержания ритма при отсутствии  нужного слога. ((тут, там, уж, словно, как будто, как…бы …) 2.Без использования ненужных повторов, слов одного значения, так называемой «шелухи».  Уж лучше изменить размер стиха, но  очиститься от излишеств. Или выразиться точнее.
            А теперь о красоте слова.
 Образность и лиризм – это пронизывающая душу чувственность.
1. У Владимира Сосюры – в «Червоной зимі - це залюднені перони, волохаті папахи, виблискуючі багнети, запахи кінського поту з їдучим тютюном, різкі команди… « а ми співаємо Чумака».
2.У Ігоря Калайди – « біла яблуня по весні в цвіту, взимку – в снігу, мов та дівчина у фаті.  Або «руки шахтарські, що чорним золотом сяють» («До тої пори…»)
3.У Виктора Зиновьева: «Зима спеленали снегами пригорки, поля и леса».. «Березки в миражной фате, стоят, как невесты на свадьбе, готовы к метельному вальсу средь белых полей».
4.У Любы Сушко: «Пусть в мире безнадежном
                             Знаний сила светит  мне
                             И единственно возможный
                              Пусть(путь) откроется во тьме.»(«Врата»), которая сознается, что « на кресте моей совести видно буду распята».
5 У Елены Федишиной – «Вечор. Гроза прошла межу.
Ржаное поле грудь вздымает,
Взопрело аромат вдыхает.
Ночь успокоит страсти мая.
6.У Николая Черняка -  «Гудит натружено и  ровно
                                           Разгоряченный друг-мотор» («Командировка»).
«Голодной воли мне желали. Собачью б долю поменять «(« Статус»)
7. У Р.Т. Мальцевой – Костры нам вновь не развести,
                               Не раздобыть костра из пепла» («Прости»)
8. У Желудкевич Виктория « Подснежник видел сны… Улыбнулся, потянулся… и зевнул…».
9. У Снурникова Александра. «Слова любви нежны, как мех…» «Без слов, накрученных поэтов». («Слова») «В дубравах соловьи нам дарят песенки свои» (« Подарок соловья»)
            Настоящие поэты видят истину в мышлении образами. Именно так понимал искусство Белинский. Без художественного образа нет поэзии. Это всего-навсего рифмованна проза. Художественный образ это одна из форм познания мира. Картина человеческой жизни,  преображаемой в свете эстетического идеала художника , созданного его фантазией. Блок говорил, что задача поэта «строй находить в нестройном вихре чувства, чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар».
Федин К.А. очень точно заметил: «Фантазия не должна отрывать образ от логики жизни, не должна превращать образ в фантасмагорию. Фантазия не исключает логики»
        Чтобы постигнуть закономерности жизни и создать полноценные художественные образы, художник должен обладать не только зорким умом, но и чутким сердцем, искусством перевоплощения.
           Поэтическая образность достигается путем выражения художественной мысли при помощи различных  поэтических средств:
 Сравнения.   Это начальная стадия, откуда вытекают почти все остальные тропы. В нем истоки поэтического образа. Выражаются посредством подсобных слов- как, точно, будто, словно, как бы и т.п. Распространена форма С. Посредством творительного падежа: «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (Пушкин).  При помощи родительного падежа, фактически переходит в метафору: «Раздвигает зев кисета, предлагает закурить…» (А. Недогонов) Сравнение образ – «Руки милой – пара лебедей-«В золоте волос моих ныряют» (С.Есенин).
Эпитеты – простые- « белый снег, сахарный снег- иного понятия…
Метафоры - которые отличаются новизной, свежестью (перенесение): «гонимы вешними лучами…
Метанимии – замена слова другим одного понятия: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули6 «Стой!» (Маяковский)
 Синекдохи – соотношение большого вместо меньшого или наоборот : « И было слышно до рассвета как ликовал француз». Или словом Москва подменяется понятие Россия.
Гипербола – преувеличение действия, предмета, явления : « Посмотри – рублем подарит».
Параллелизм – в смежных строках  слова одинаковой структуры: « в синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут…»
Уподобления – лирический стих Тютчева «Как под горячею золою» угасание человека уподобляется тлеющей рукописи. Есть и другие  поэтические средства.
            Слушая поэта, мы всегда ждем от него оригинальности высказывания: –Ану, блесни, дружок, ориганальностью, изысканностью невиданной!  Не единажды прописанные, банальные – оригинальности не приемлемы. Оригинальность достигается способом изложения мысли, ранее не использованным способом   Оригинальность отличается своеобразием, самобытностью, а не перениманием чужих мыслей, суждений. В этом краса и ценность поэтического слова. А мы всё еще «распинаем душу, совесть на кресте», по выражению одних,  или «сжигаем» либо »возводим мосты» над чужими бедами, используя давно избитые, заношенные фразы.  В образности.  оригинальности и изысканности состоит краса и ценность поэтического слова.
            Когда душа болит, а сердце плачет», не стесняйтесь плакать стихами, облегчать душу. Знайте, что душа поэта – художника обязана страдать.
            Надеюсь, что   предложенное мною поможет Вам в какой то степени в  настоящем поэтическом изложении своих чувств и мыслей в стихах.
А чувства, чувства…
Как сказать?
Их мало выразить словами.
Сумей их людям передать.
 Поэта сладкими устами.
                                                       24 февраля 2013 г.

4 комментария:

  1. Замечательная статья.Согласна с автором, знание техники стихосложение - важно, но не Всё. Иной раз читаешь очередной опус, а душу не трогает совершенно, просто набор рифмованных слов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Уныченко16 марта 2013 г. в 10:42

      Женечка, спасибо за взаимопонимание и поддержку.

      Удалить
  2. Очень важная и нужная статья, Юрий!Мне очень понравилось. Спасибо за добрые советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Уныченко5 июля 2013 г. в 09:59

      Творческих успехов Вам и поэтического вдохновения, Вам, Альфира. В Башкирстане, я уверен любят настоящую поэзию. Юрий У.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит Анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и теперь вы можете написать всё, о чём вы хотели! Спасибо!