27.05.2013

Гонимые временем

Два чувства давно близки нам.
В них обретет  сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
            А.С. Пушкин.
             В читальном зале Ровеньковской ГЦБ им. Г. Сковороды состоялся историко-познавательный час на эту тему. В мероприятии приняли участие: учащиеся старших классов  гимназии им. Н. Трублаини, работники краеведческого музея, библиотекари и члены  поэтического клуба «Вдохновение».

         –Каждый город, как и человек, имеет свою судьбу, свой несравненный облик,–  начала разговор библиотекарь Гришина. Биография Ровеньков корнями уходит в глубину веков. Люди сильные, трудолюбивые,  глубоко мыслящие, владеющие ремеслами  с деловой хваткой  осваивали наш край. Их труд отразился на облике их поселения, на характере слобожан. Недаром поэт говорит о ровенчанах:
          Что дано природой не отнять.
          Жажда воли каждом не редка.
          Свой характер нам не поменять –
          Он достался по крови  от предков…
          О первопослеленцах Ровеньковской слободы Мухине и Буцове поведала собравшимся научный сотрудник  городского музея Поручник В.А.
 Роду Мухиным в Ровеньках положил начало краснодеревщик Михаил Мухин.. В 1807 году он в числе мастеровых людей в числе 55 душ мужского и 53 душ женского пола владелицей  слободы Екатериной Дмитриевной Иловайской, вдовой  войскового атамана Василия Петровича Орлова, купившей у князя Голицына крестьян села Никольское Сердобского уезда Саратовской губернии, был переселен в нашу слободу. Поселились они на улице, названной Русской (ныне улица Шевченко), Михаил Мухин считался отменным мастером по дереву. До сих пор в музее хранятся его  искусно сделанные изделия: столик и подставка по цветы. 

 Михаил завел семью, женившись на местной девушке, имел четырех детей. Внучка его – Анастасия Мухина родилась в 1900 году на улице Русской. Окончила церковно-приходскую школу, позже – курсы машинисток, работала в горкоммунхозе. В 15 лет вышла замуж за Петра Косюкова. После смерти сына-младенца, а затем и мужа она уехала в Харцызск., где увлеклась музыкой и театром. Мухины имели музыкальные способности, играли на различных инструментах, прекрасно пели. Анастасия брала уроки  игры на фортепиано, играла в театре. Вышла замуж за адвоката  латыша Матиса Францевича Аматнека. Вскоре они перебрались в Ровеньки и воспитывали   Ларису и Светлану– приемных детей после смерти жены без вести пропавшего  в 1942 году  на фронте  брата Мухина Степана Михайловича. Через всю жизнь  эти дети пронесли память о воспитавших и давших им  высшее образование родителях. Лариса Степановна Петрова (Мухина) до пенсии работала  врачом-стоматологом в нашем городе. Анастасия Михайловна прожила 90 лет. Её правнучка в четвертом поколении  Старобудцева Г.Н. работает в  краеведческом мухе и хранит дорогие их семье  родовые реликвии.
         Интересна судьба жителя слободы Ивана Николаевича Буцева. Человек творческой натуры оставил о себе добрую память по написанным им картинам «Панский сад» и «Панский двор» с изображением  господской усадьбы и двора усадьбы первых хозяев Ровенецкой слободы
. Из архивных музейных документов, переданных его внучкой Бондаренко Светланой ,   известно, что он родился в 1867 году, из слободских крестьян,  раскрепощенные предки которого получили по выкупным актам 1863 года надельную землю в нашей слободе. Вершиной  коммерции Ивана Буцева стал кинотеатр «Синема», открытый в 1913 году в слободе  на паях с французом Молле.  Там слобожане по цене от 50 коп до рубля смотрели туманные слайды картинок под игру музыкантов и посещали буфет, где можно было причаститься вином  собственного производства. Обладая коммерческим даром,  Буцев в 1901 году совместно с купцом Азовцевым стал торговать вином, на что имел лицензию и приличный капитал. Он планировал открыть в Ровеньках мыловаренный завод, о чем вел переписку с владельцем такого завода в Любаве. Но революция и гражданская война помешала этим задумкам. В августе 1919 в его дом на месте нынешнего ДК им. Горького, ворвались два  деникинских офицера с 15 казаками, обыскали весь дом, компромата не нашли и хозяина увезли в  тюрьму. Грозились расстрелять, но отпустили, признав сумасшедшим. При советской власти все имущество Буцева и  его «Синема» были реквизированы. С 1928 года он с семьей поселились на улице Карла Маркса. С женой Татьяной Матвеевной удочерили девочку Катю Крынку. Пережили войну, оккупацию. Умер Иван Буцев   в январе 1944 года. Человек творческой натуры,  предприимчивой жилки не смог до конца  и полностью реализовать свои возможности и способности.  Однако в слободе оставил добрый след.
         Повествование сопровождалось демонстрацией на экране  экспозиционнных архивных фотоснимков.
          Наша слобода знала  немало значащих в ее жизни имен, среди которых были и Теплинские, о них писал в местной газете К.В. Кравченко, фотографии которых хранит  ровенчанка Элла Байло.
        
Юрий Уныченко–член Межрегионального Союза писателей Украины  продолжил рассказ о корнях своего рода, которые идут с ХУШ века из Новгород-Северского наместничества Черниговской губернии, по линии его отца – Уныченко Владимира Степановича, а также  из Калужской (Тульской) губернии России– по линии матери -Поляковой Веры Ивановны, родом из Криничного (Бирюково).
         Украинцы основали хутор Уныченков на землях Войска Донского. Разрослись их корни на Благовских и Дарьевских землях, в селе Мирском Свердловского района
 ( бывшая немецкая колония). В 1930 году Уныченки переехали  в ровенецкую  Кабарду, а затем – в  Любимовский рудник. Они породнились с Поляковыми, Насоновыми, Теплинскими из Криничной слободы, что по речке Кондрючей. На этих землях теперь могилы   их предков.
          Юрий Владимирович рассказывает: «Бытует в народе  притча: «Всякое  растение живится  своими  корнями, а человек – памятью». Она из поколения в поколение идет от дедов-прадедов. Это мы от них пошли, их кровь течет в наших  венах. Мы переняли их гены, черты характера, язык, тягу к свободе и лучшей доле. И сила этой памяти влечет нас неумолимо к их могилам. Мы идем туда, чтобы поклониться и отдать им должное.
         Жизнь и разные обстоятельства размели нас по свету. Время выветрило имена людей и  названия селений. Больно, что  уже  сравнялись с землей, поросли бурьянами могилы, уже нет на земле тех сел и хуторов. Только степные курганы стерегут покой полей, где они работали и  жили.  Дичают заросли сирени и шиповника напоминают о них. Спустя  годы, иду распаханным полем, где был наш хуторок с побеленными хатками и вишневыми садами. Еще ощущаю аромат ломтя свежеспеченного с хрустящей корочкой хлеба. Копаю корень шиповника, чтобы у себя во дворе посадить его и на нем привить  полыхающую  цветом розу. По имени села «Роза», «Писана», так называлось село Мирское – место моего рождения. Недаром говорят: »На крепком корню – живучий привой».
         А не приходилось ли  вам летними вечерами под мерцающими вечерними звездами прислушиваться к наполненной сверчковым звучанием степи?  Оно вечно. Быть может, это наши предки говорят с нами? И душу твою охватывает  чувство какой-то вины. Здесь жили, любили, работали, нас растили,  мечтали о нашей лучшей доле, слушая   вечные  звуки степи, наши предки. Не пристало нам забывать об этом.
         В светлый День Поминовения, после пасхальных праздников, я впервые посетил могилы своих предков в Бирюково. Уже нет в живых родных, которые бы показали  мне эти могилы. Я  отыскал их могильные плиты. Там и родился стих на укринском языке  «Могильні плити» с  авторским эпиграфом:
                  І лід розтопиться торішній,
   Воскресить пам’ять Усевищній». 
 Занедбані могильні плиті,
Як сам спаплюжений той вік.
Не з мармуру і не граніту –
Відламок скелі звіддалік.
До них несу сьогодні квіти,
Щоб із душі провину змити.
А совість боляче періщить.
Схиляю голову все нижче.
Померлих душі на поверхні
Нагадують про себе смертним.
Напевне, бачить Усевищній:
Хто з нас, коли, у чому грішний.
Лишились плити з іменами,
Які не стерлися вітрами.
Січуть лице бузкові хащі
За вік скуйовджений вчорашній,
Коли в своїй душі тримали
Ми зовсім інші ідеали.
Настирливо, несамовито
Вивчаю написи на плитах.
Де букви з ятями абетки
Нагадують – мої тут предки.
Вони були, вони жили
Вони батьків мені дали
І на землі хліби ростили
А ми все в пам’яті згубили.
Яка це непрощена хиба –
Забути звідки кусень хліба…
Сьогодні я шукаю плити,
Загублене, щоб воскресити.
Небес незміряну безодню
Прадавні дзвони Великодня.
Те поле, що мій дід зорав,
Той храм, що прадід будував.
Криничне стелеться повз кручу,
Живе, хлюпочеться Кондрюча.
А на бугрі – моє святе…
Там повесні бузок цвіте!»                                                    

                 Присутствующие с интересом восприняли рассказы о  родовых династиях  корнями из Ровенецкой слободы.
Так пусть же под ветрами времени заленеют и наполняют нашу жизнь содержательным шумом плодовитые ветви каждого родословного древа, корни котрого вечны. Над памятью людской время не властно.
                            Ведь в безпамятство кануть нельзя
                            Прожитому, что памятью служит!»
 ( «Мы взрослеем» – из сборника стихов Юрия Уныченко « Дороги жизни», Луганск, Издательство «Книжковий світ», Луганск, 1999 год, стр.74)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит Анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и теперь вы можете написать всё, о чём вы хотели! Спасибо!