15.01.2013

Как писать стихи


Многие  в  детстве  и  в  молодости  пробуют  писать  стихи.  Большинство  из  них вскоре  разочаровываются  в  этом  занятии.  А  жаль.  Может  среди  них  есть  и  те,  из  которых  могут  вырасти  поэты.  Я  хочу  поделиться  своим  опытом  работы  рад  собой в  области  поэзии.
Некоторые  думают,  что  достаточно  научиться  рифмовать,  и  ты  уже  поэт.  Увы,  это  не  так.  Когда-то  я  написал  такие  строки:  Поэтом  надобно  родиться, но  лишь  в  труде  талант     растет.  Эти  строки  стали  моим  правилом.   Сначала  я  читал много  стихов  разных  авторов.  Я  сравнивал  и  обдумывал   их  стихи.  Почему  мне  одни стихи  нравятся,  а  другие  нет.  Благодаря  этому  я  научился  различать  размеры  стихов рифму,   такт  и  темп.  Это  я  разъясню  ниже. А сейчас  посоветую  побольше  читать стихов.  Читать  вдумчиво  и  начинать  пробовать  свое  перо.  Так  развивается  поэтический  талант.        
           Итак,  у  вас  родились  какие-то  поэтические  мысли.  Это  значит,  что  уже  есть  какая-то  тема.  Теперь  ее  надо  раскрыть  с помощью  рифмованных  строк.   Рифмы  лезут  в  голову  разные,  но  они  не  соответствуют  вашей  теме.  Отбросьте  их.  Ищите такие  слова,  которые  и  рифму  создадут  и  тему  поддержат.  Тема  должна  красной  нитью  пронизывать  все  стихотворение.  Вы  должны,  в  двух  десятках  слов  сказать  то, что  прозаик  распишет  на  двух  страницах.   Помните:  КРАТКОСТЬ  -  СЕСТРА  ТАЛАНТА . 
       Итак,  тема  есть.  Что  дальше?  Определим,   какое  настроение  пробуждает  тема: Грусть,  радость, печаль,  бодрость  и  т.д.  Определили?  Вот  теперь  надо  подобрать  размер  стиха.  Основные  размеры  стихов  следующие:  ямб,  хорей,  дактиль,  амфибрахий,  анапест.  Разъясняю.  В   школе  мы  учили,  что  слова  состоят  из  слогов.
Слог  имеет  одну  гласную  букву  в поэзии  два  или  три  слога  образуют  стопу.  Из  стоп создается   размер  стиха.  Размеры  стихов:  ЯМБ,  ХОРЕЙ,  ДАКТИЛЬ,  АМФИБРАХИЙ,  АНАПЕСТ.  Как  их  отличить?
          ЯМБ  -  стопа  из  двух  слогов,  в. которой  ударение  падает  на  второй  слог.  Пример  «Я   вас \ любил \ чего \ же  бо \ле».  Прочтите  с  расстановкой  ударения.
           ХОРЕЙ  -  стопа  из  двух  слогов  с  ударением  на  первом  слоге.  Пример:  «Буря\мглою \  небо \  кроет\»  И  это  прочтите  с  расстановкой  ударения. 
           ДАКТИЛЬ – стопа  из  трех  слогов  с  ударением  на  первом  слоге.  Пример:  «Всюду Ро \ димую \ Русь  узнаю\»   Идем  дальше.
            АМФИБРАХИЙ – стопа  из  трех  слогов  с  ударением  на  среднем  слоге.  Пример: «Где  слышишь \ не  песню \  а  душу \ певца»  Тоже  проверьте  ударением.
             АНАПЕСТ – стопа  из  трех  слогов  с  ударением  на  последнем \третьем\ слоге. Пример:  «Уноси \ мое  серд \ це  в  звеня \ щую  даль\.  Сравнивайте.  И  разберитесь.
              А  теперь  вернитесь  к  своим  четырем  строчкам.  Каким  размером  они  написаны?  Разобрались?  Дальше.  Посчитайте  сколько  гласных  в  первой  строке.  Их столько  же  должно  быть  и  в  третьей  строке,  А  во  второй  и  четвертой  строке  ихтоже  должно  быть  поровну.  Общим,  если  в  первой  10,  то и  в  третьей 10.  Если  вовторой 8,  то  и  четвертой   должно  быть  8.
              Идеальными  считаются  стихи,  в  которых  последние  слова  в  строках  являются разными  частями  речи.
 Пример:
Мы  с  тобою  не  дружили                      \глагол\
Не  встречались  по  весне                 \существительное\
Но  глаза  твои  большие                          \прилагательное\
Не  дают  покоя  мне.                            \местоимение \.
Но   это  не  всем  и  не  всегда  удается.  И  все  же  рекомендуется  не  рифмовать  глагол с   глаголом  местоимение  с  местоимением  и  т.  д.            
     Следующее  требование:  -  ритм  стиха.  Он  напоминает  ходьбу  строевым  шагом под  барабан.  Если  вы  учли  все  мои  советы  выше, то  ритм  проявит  сам  себя.  И  еще темп.  Он  зависит  от  настроения  темы  стиха:  быстрый,  умеренный,  медленный  и  пр.           
            Большое  значение  в  стихах  имеет  образность  или  поэтические  находки.  Пример:  «В  саду  горит  костер  рябины  красной,  но  никого  не  может  он  согреть»
  «Надо  мною  неба  синий  шелк.  Никогда  так  не  было  хорошо».   Для  стихов  ценно  употреблять  сравнения.  Пример:  «Глаза – голубые  озера  и  небо  купается  в  них».  Пишите  и  не  стесняйтесь  показывать  свои  стихи  опытным  поэтам.  А  вдруг  у Вас  талант  писать  стихи.  Я  вам  желаю  успеха.  Дерзайте!

4 комментария:

  1. Если можеш не писать,не пиши..Это краткое изложение статьи.И Зиновьев прав.Хлама в интернете и литературе уже столько.. что пора уже службу дворников там создавать..

    ОтветитьУдалить
  2. Когда юность творит, мечту в душе лелея
    чихать она хотела на Ямбы и Хореи.
    Может неправильно сказал,
    но Пушкин и Лермонтов ямбов не знал,
    и каждый из них Гением стал

    ОтветитьУдалить
  3. Александр, ошибаетесь в том, что Пушкин не знал ямбов и хореев . Поищите в Евгении Онегине... И еще. Писать верлибром модно стало. Стихов хороших стало мало. То в рифму мы не попадаем, то ритм с размером упускаем. Пусть кто-то нас не понимает, Не может - пусть нас не читает. До этого нам дела нет -Пустите Дуньку в Интернет. Я вам писать верлибром стану И чушь нести я не устану. Пока что мне не дро хорея, Но час придет и я созрею. Вот Бубка же освоил шест, И я освою анапест

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Уныченко8 марта 2013 г. в 06:18

      Ай да, молодец! Я, лично за верлибр. Надо знать, что это такое. Он лишь помогает в стихосложении и судить его, не признавать, не надо.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит Анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и теперь вы можете написать всё, о чём вы хотели! Спасибо!